М.А.Членов
Введение в грамматологию.
Работа
ставит перед собой цель познакомить студентов с основами грамматологии - науки о письменности и дать элементарные навыки
чтения разных видов семитского письма. Вводная часть курса затрагивает общую
теорию письменности как специфической семиотической системы; классификации
типов письма в соответствии с типологией Дэниэлса-Брайта; общий обзор
логографических систем письма. Основная часть курса предполагает изучение
студентами вопроса происхождения и дальнейшей эволюции алфавитного (абджадного)
северосемитского письма. В этот раздел включаются лекции о ранних формах
протосемитского письма - синайских и протоханаанских памятников и угаритской
абджадной клинописи 2 тыс. до н.э.; подробное изучение северосемитского
(финикийского) абджада и произошедших от него южносемитской, палеоеврейской,
палеоарамейской, моавской и аммонской письменностей; эволюция греческой
письменности, возникновение собственно алфавитных систем и их распространение в
современности; возникновение арамейского письма и развитие производных от него
абджадных и абугидных систем Азии и Африки; ранние этапы эволюции квадратного
еврейского письма; эволюция квадратного еврейского письма и систем огласовок в
средневековье и новое время; приспособление квадратного еврейского письма к
еврейским языкам средневековья и нового времени; функционирование еврейского
квадратного письма в современности.
Курс
рассчитан на 9 семестр, включает в себя 26 лекционных часов, 6 часов
семинарских занятий и 32 часа внеаудиторных занятий - всего 64 часа. По
окончании курса принимается зачет в зимней сессии после 9 семестра.Отметка о
сдаче зачета идет в диплом.
Введение.
Связь
письменности с цивилизацией и с языком. Письменность - относительно стабильная
система знаков,применяемых для фиксации высказывания и позволяющая воспроизвести
его без участия высказывающегося. (Гельб). Письмо представляет собой фиксацию
человеческой речи для передачи ее в целях общения на расстоянии и во времени с
помощью системы начертательных обозначений. (Дьяконов, 1963, с.6)
Типы
письменности: идеографическое, силлабическое и алфавитное. Краткая
характеристика каждого типа. Типология Дэниэлса-Брайта: логосиллабарии,
силлабарии, абджады, алфавиты, абугиды, особые формы письма. Проблема
пиктографического письма и его связи с письменностями. Примеры пиктографического
письма. Характеристика древних памятников письменности по способу письма и
материалу. Эпиграфика и палеография, папирология. Проблема дешифровки.
Билингвы. Недешифрованные системы письма.
Логографические
системы письма
Обзор
логографических систем письма древности: клинопись, ее локальные
логографические варианты (шумерский, аккадский, хеттский, урартский,
хурритский); крито-микенские силлабарии. Прочие логографические системы письма
Древнего Востока: Протоэламское письмо относится к числу наиболее древних
систем письма. Рисуночное письмо XXIX в. представлено сотнями памятников из Суз, но еще не
дешифровано. Почти дешифровано линейное письмо конца III тыс. в виде надписей на камнях. Есть
аккадско-эламская билингва.
Письменность долины Инда также III тыс.
Известно около 800 печатей, несколько из них найдены в Месопотамии, что и
позволяет датировать их серединой – второй половиной III тыс. История дешифровки.Хеттское
рисуночное письмо с XV
до VIII вв. Известны
поздние формы лувийской иероглифической скорописи. Есть следы в других местах,
в частности в Закавказье. Хеттское логографическое, Фестский диск, доколумбовые
письменности Америки, письменность острова Пасхи; логографические системы в
современном мире - китайская иероглифика.
Месопотамская
клинопись и ее локальные варианты
Письменность возникает в
Двуречье на рубеже IV и III тыс до н.э. на базе,
очевидно шумерского языка. Самые ранние памятники обнаружены в шумерском городе
Урук. Письмо получило название по характеру линии, выдавливаемой на сырой
глиняной табличке при помощи заостренного деревянного стила. Исторический
очерк: завоевание Шумера Аккадом в середине III тыс., этнолингвистическая
характеристика шумерцев и аккадцев; распространение клинописи на семитские
языки, в первую очередь на аккадский, смешение
и превращение ее в шумеро-аккадскую. Вытеснение клинописи из обихода в
середине I тыс. до н.э. арамейским абджадным письмом. Последняя датированная надпись 75 г. н.э.,
хотя уже в эпоху Селевкидов клинопись практически перестала употребляться. Пиктографические истоки
письменности (рис.40 – 45 Фридрих). Невозможность дешифровки ранних рисуночных
таблеток Урук IV, эволюция рисунка в клинописную графему. Наиболее
раннее направление слева направо, также сверху вниз. При появлении разделителей
горизонтальных и вертикальных знаки внутри поля произвольны, разные стороны
таблички – бустрофедон. Общее число
знаков 2000, употребительных 400.
Внутренняя форма. Наличие
трех видов знаков: логограмм, фонограмм в виде силлабограмм и детерминативов.
Эволюция фонограмм из логограмм. Ребусный характер письма. Семантические
последовательности: РОТ-ХЛЕБ “есть”, РОТ-ВОДА “пить”, БЫК-ГОРА “тур”
ЖЕНЩИНА-ГОРА “рабыня” (обычно похищаемая у горцев) и пр. Видимо, письмо сразу
же вырабатывает эти формы графем, так как без них не функционируют
логографические системы письма. Замещение шумерского звучания на аккадское при
сохранении шумерского прочтения. Полисемичный характер письма, затрудняющий его
правильное прочтение: БОГ – шум.dinggir, ак. ilu, ЦАРЬ – шум. lugal,
ак. sharru
и пр. Но
слоговые знаки сохранили свое шумерское написание. Так ГОРА, СТРАНА, шум. kur
читается как sadu и matu
по-аккадски и
приобретают слоговые значения kur-, sad|t- и mad|t.
В некоторые
периоды (староассирийские надписи из Малой Азии, женские диалекты и пр. )
уменьшалось количество логограмм за счет увеличения силабограмм. С IIIтыс. клинопись начала
распространяться на другие языки. Эблаитская письменность, недавно открытая в
среднем течении Евфрата. Эламская клинопись с XIII – XII
вв. С III тыс. пользовались древним
рисуночным протоэламским письмом.
Характеристика эламского языка. Хурриты приспосабливают аккадское письмо
к своим нуждам в начале II тыс. в Митанни. Основной памятник – письмо царя Тушратты фараону Аменхотпу III. Урарты начинают писать
приспособленной клинописью в т.ч. на своем языке в начале 1 тыс. до н.э.
Незначительные отличия от новоассирийского письма. Хетты с начала II
тыс. стали
писать клинописью, до нас дошли тексты, записанные в стране хетов также на
индоевропейских палайском и лувийском языках, и на неиндоевропейском хаттском.
Египетская иероглифика
1.
Египетское
письмо возникает в долине Нила почти одновременно с клинописью в Междуречье,
т.е. в конце 4 - начале 3 тыс. до н.э. Надписи самого древнего периода конца 4
тыс. слишком фрагментарны и поэтому классическая египтология рассматривает
египетскую письменность как комплекс примерно с 29 - 28 вв. до н.э.
Происхождение египетского письма неясно. Оно возникает как бы сразу в
"готовом" виде в конце 4 тыс., причем нет памятников ранней стадии,
подобно раннешумерским надписям, где доминируют логограммы, а фонограмм по
существу еще нет. Многие особенности письменности говорят за ее местный
характер, очевидных признаков заимствования нет. Вместе с тем шумерский на сто
лет старше примерно, поэтому не исключено, что в случае с египетским мы имеем
как раз пример "заимствования идеи" письма из Месопотамии, но не
самой системы письма. Особенность письменности также в том. что она применялась
только к египетскому языку и никогда не использовалась для других языков. в
отличие от месопотамской клинописи. Считается, что египетская иероглифика была
заимствована для создания мероитского письма. Так же существуют гипотезы о заимствовании
знаков в протосинайское письмо.
Египетский язык, составляющий
самостоятельную семью в рамках афразийской макросемьи, считается языком с
наиболее долгой на сегодняшний день письменной историей - с начала 3 тыс. до
н.э. до 11в. н.э., когда исчезает из обихода разговорный коптский язык. Строго
говоря, письменная история египетского языка длится по сию пору, так как на
коптском языке продолжают создаваться тексты. Язык принято подразделять на
следующие стадии:
архаический египетский - до 27в.
древний египетский 27 - 22вв.
среднеегипетский (классический) 21 -
18 вв.
позднеегипетский 17 - 8 вв.
демотический 8 в. до н.э. - 5 в. н.э.
коптский 5 - 11вв.
Среднеегипетский считается классическим,
так как именно этот язык использовался в многочисленных надписях религиозного
монументального назначения вплоть до эллинистического периода. Тем самым в
египетском языке мы видим тенденцию к различению метаязыка и языка вербальной
коммуникации, который меняется довольно
быстро, так что отдельные его формы превращаются в литературные стили в более
поздние периоды. На протяжении своей истории египетский язык пользовался двумя
системами письма: египетской иероглификой и коптским алфавитным письмом.
развившимся на основе греческого алфавита.
Грамотность не была широко
распространена в Египте, как и вообще в древнем мире, была уделом писцов, чья
роль в общественной жизни была огромна. Считается, что грамотным был не более
1% населения. Наиболее распространенной формой грамотности, возможно,была
способность написать свое имя.
2.
Иероглифическое
письмо известно было в Европе благодаря многочисленным памятникам в Египте.
Дешифровка была осуществлена в 1820-х гг. французским исследователем Франсуа
Шампольоном на основе нескольких билингв, в частности, знаменитой трилингвы
(иероглифика, демотика. греческий) "Розеттского камня". Сегодня
египетский хорошо известен и исследован.
Письмо представлено тремя
разновидностями: собственно иероглификой, известной с 32в. и употреблявшейся
после изобретения курсивного иератического и демотического письма
преимущественно в религиозных и коммеморативных, большей частью монументальных
стилях. Все графемы в иероглифике представляют собой маленькие пиктограммы, в
которых легко угадывается аллограф, т.е. предмет, который они изображают.
Иероглифика кроме того, что она представляет собой письмо, является также
формой изобразительного искусства (рис. на с.15 в книге Девиса). Общее
количество иероглифов достигает 6000 графем, но из них большинство было введено
в греко-римский период. До этого количество графем не превышало 1000, в ходу же
было не более 700. Преобладающее направление письма слева направо и сверху
вниз, встречается и противоположное направление справа налево. Разделительных
знаков не было, как не было и понятия строки. Графемы располагались в пределах
воображаемого прямоугольника, причем графемы, имеющие сакральное или престижное
значение ставились впереди, не взирая на порядок данного слова в предложении.
Важную роль в расположении знаков играли соображения каллиграфии. Безусловно
иероглифам придавалось магическое значение. Большинство иероглифических
надписей высечены на каменной поверхности, но есть и надписи на фресках, на
табличках и папирусные иероглифические тексты. Исполнялись они в этом случае
чернилами. Чернильница представляла собой пластинку из слоновой кости, к
которой крепились два сосудика для черных и красных чернил и тростниковая
кисть. Изображение писца и чернильницы входят в иероглиф со значением
"письма".
3.
Иератика -
первая форма курсивной иероглифики, использовавшейся для деловых и
административных записей почти сначала
появления письменности и до появления демотики, когда она была вытеснена
демотикой. После этого использовалась только для записи сакральных текстов,
почему и называется по-гречески иератикой, т.е. "священным письмом".
Самый поздний текст - папирус, датированный 3 в. н.э. Писалась в основном на
папирусах, хотя есть надписи на камне и остраках. Истоки иератики некоторые
усматривают в тамговых знаках преддинастического периода. Иератика полностью копирует иероглифику и большинство
иератических надписей могут быть транскрибированы в иероглифы знак за знаков,
хотя направление письма всегда только справа налево. Со временем письмо все
больше становилось курсивным.
4.
Демотика.
Наиболее распространенное письмо для повседневных нужд в поздний период жизни
Древнего Египта. Исполнялось на папирусе, реже на остраках с направлением слева
направо. Очень курсивное письмо, лишенное пиктографического облика и
переполненное лигатурами, появившимися уже и в иератике, сокращениями и другими
курсивными примерами. Это затрудняло чтение документов и делало невозможным
прямую транслитерацию его иероглификой. Исполнялись ей в основном
административные и хозяйственно-правовые тексты. В эллинистичечский период демотикой
стали писать и официальные и даже религиозные тексты, примером чего является
Розеттский камень. Демотика вытеснила остальные виды египетского письма и
пережила их примерно на столетие. пока окончательно не вышла из употребления.
Последний демотический текст датирован 450 г. н.э. 6 демотических графем
заимствованы в коптском алфавите для обозначения фонем, отсутствовавших в
греческом языке. Первые коптские тексты относятся к 1 в. н.э.
5.
Письмо
состояло из графем трех типов: логограмм, обозначавших слово, или понятие;
детерминативов, указывавших на класс, к которому следует относить данную
графему; и фонограмм, обозначавших звук или звукосочетание. Первые два типа
можно обозначить как "семограммы", хотя чаще их называют
"идеограммами".
5.1.
Логограммы.
Простейшие имеют форму обозначаемого объекта (с.30, Девис): "солнце", "дом", "лицо" и
пр. Понятно, что письменность не может состоять только из таких знаков, так как
понадобится много тысяч знаков для всех слов, кроме того, трудно изобретать и
запоминать знаки для абстрактных понятий. Поэтому логограммы использовались для
того, чтобы обозначать не только их непосредственное значение. но и
фонетические компоненты в других словах, идентичные или сходные со звучанием
обозначаемого слова.
5.2.
Детерминативы
ставились в конце слова в случаях, когда могло возникнуть непонимание слова. Так,
логограммы обозначались вертикальной чертой под графемой. При именах ставили
изображения мужчины или женщины, чтобы обозначить соответственно мужские и
женские имена. Для обозначения абстрактных понятий добавляли изображение
папирусного свитка, для обозначения слабости - маленькую птичку.
Фонограммы соответствуют в определенной
степени морфонологической структуре древнеегипетского языка, близкой семитским
языкам. В нем существовал трехсогласный корень, носитель семантики, поэтому
фонограммы обозначали только согласные звуки. Позднее мы встречаем это и в
семитских абджадных письменностях.Для удобства вводится условная вокализация
египетских слов, которая отчасти корректируется коптским материалом. Но
коптский очень поздняя стадия развития египетского языка и перенос его
фонетических закономерностей на язык, отстоящий о него на несколько тысяч лет, неправомерен. Фонограммы восходят к логограммам,
используемым как фонетические компоненты. Появление фонограмм создало систему
ребусного письма. Пример из английского , где слово belief изображено как ребус из картинок пчелы и
листа. В результате появились 26 одноконсонантных знака, около 100
двуконсонантных знаков, около 50 триконсонантных графемы. Но нередко
двуконсонантные фонограммы добавлялись одноконсонантной, которая по сути
повторяла второй согласный. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть, что
фонограмму не следует читать как логограмму. Хотя каждое слово можно было
написать несколькими способами, обычно закреплялись какие-то привычные способы.
Примеры на стр.33 Девис.
Силлабические
системы письма
На
Крите выделяется рисуночная (иероглифическая) и линейная формы письменности,
каждая из которых подразделяется на раннюю (А) и позднюю (Б) фазы. За пределами
соответственно, иероглифического А, иероглифического Б, линейного А и линейного
Б стоит Фестский диск, представляющий собой чужеродную для Крита форму письма.
На Кипре существовало слоговое письмо, дешифрованное уже к 1860-м гг. и
переходные формы от критских линейных к кипрскому слоговому.
Рисуночное
письмо А впервые появляется на печатях (22 - 20 вв.). Несколько позже
появляется иероглифическое Б - 20 - 18 вв. в период расцвета минойской
цивилизации. Дешифровка Эванса предполагала наличие идеограмм и детерминативов.
Предполагается родство с египетским письмом, некоторые прямо указывают на
египетское, как на непосредственный импульс.
Фестский диск обнаружен в 1908г., датируется 17 в. Убор из перьев напоминает
аналогичные украшения на изображениях филистимлян из Египта, поэтому некоторые
считают диск филистимским. 45 разных знаков. Возможно слоговой характер
письменности. Но принципиально недешифруем, а стало быть и бесполезен для
истории письменности.Линейные формы появляются в 18в. и окончательно вытесняют
рисуночное письмо к 16в. Письмо А встречается повсеместно на Крите и на
Кикладах, Б - в Кноссе и родственный вариант в Пилосе на Пелопонессе, где
существуют до 13в., до гибели минойской цивилизации. Число знаков в А - от 90
до 77, Б - от 88 до 64. Направление слева направо, есть словоразделители. Обе
разновидности состоят из силлабограмм с моделью "согласный -
гласный". Идеограммы редки и сомнительны, возможно, что являются
детерминативами и сохраняют пиктографический характер. М.Вентрис дешифровал Б
как модифицированную к архаичному греческому версию письма А. Письмо Б
представляет собой 88 слоговых знаков VC и некоторого количества детерминативов. То есть это письмо
на том же уровне, что египетская и месопотамская письменности с той разницей,
что фонетические элементы преобладают,
а словесные знаки в известной мере оттеснены. Даже имена пишутся без
детерминативов. Звуки греческого языка передаются весьма несовершенно, хуже,
чем более поздним кипрским силлабарием. Язык А остается непонятным, попытки
читать его при помощи расшифрованных знаков Б наводят на мысль, что им записан
один из малоазиатских языков. Сомнительна попытка при помощи расшифровки
линейного письма читать рисуночное письмо. Не оправдались попытки найти связь с
хеттской иероглификой.
Другой
вариант силлабического письма. возможно имеющий отношение к происхождению
алфавита, обнаружен в современном Ливане при раскопках древнего финикийского
города Библа. Оно было, видимо, семитским слоговым письмом со знаками для
слогов типа "данный согласный + данный определенный гласный"; знаки
для согласного и одного из гласных (вероятно, "а") использовались
также для согласного с нулем гласных. Возможно, позднейшие северосемитский и
южносемитский алфавит, а также угаритский возникли из протобиблского или
близкого ему силлабического письма путем использования одного из ряда знаков
типа "согласный + а", "согласный + и", "согласный +
у" для последовательности "согласный + любой гласный".Существует
и другой взгляд на соотношение библского письма и северосемитского алфавита.
Согласно ему библское письмо, бытовавшее в финикийской этнической среде в
первой половине, вероятно, до середины 2 тыс. до н.э., а, возможно и до конца
тысячелетия, представляет собой тупиковую ветвь создания чистого силлабария в
эпоху формирования абджадной северосемитской письменности. Хронологически
библское письмо является современником протосинайского и древнеханаанского
письма и едва старше, если не сосуществует, с угаритским клинописным абджадом.
Количество памятников очень ограничено, около 10 надписей на камне и бронзовых
табличках.
Проблема
происхождения алфавита
Проблема
происхождения алфавита была проанализирована многими выдающимися теоретиком
письма - И. Гельбом, И.Фридрихом,
И.Дьяконовым. Последние работы И.Навэ и Дэниэлса-Брайта. Постоянно происходят
новые открытия ранних алфавитных памятников. Все эти исследования показали, что
фонетические знаки египетского письма
были чисто слоговыми. В египетском письме имелись лишь предпосылки
эволюции его в буквенно-слоговое, что связано со спецификой египетского как
афразийского языка. Во всех этих языках гласные наделены лексико-грамматической
функцией, их изменение не затрагивает костяка согласных, выражающих основное
словарное значение корня. Набор египетских силлабических знаков включает 24
знака типа СV и
многие десятки знаков для другого типа слогов. Впоследствии финикийцы создали
простую систему также на основе 24 знаков типа СV. Но ни египетские, ни финикийские
"консонантные написания" не были, вопреки мнению Фридриха, способом
выражать отдельные согласные. Отсутствие фиксации гласных на письме не значит,
что они не подразумевались. Не случайно в западносемитских системах письма
потом был введен знак шва, чтобы показать отсутствие гласного. В деванагари
есть соответствующий знак "вирама", в арабском "суккун".
Такая же функция, видимо, у нескольких слов Фестского диска, которые пишутся
как со штрихом, так и без него. Письмо Фестского диска, видимо, было слоговым.
Но слоговые знаки, типа С + любой V были не только в египетском и семитских силлабариях. Они
имелись в каком-то количестве и в клинописях. Там иногда для передачи
"ва" писали "ва + а". В некоторых силлабариях имелись и
знаки для чистых гласных, в семитских письменностях они появились только с
"эмот крия". В полной же мере гласные начинают писаться только в
греческом. И.Гельб полагает, что в Средиземноморье существовало два типа
слоговых письменностей, следы которых сохранились в изначальных древних
алфавитах (греческом, этрусском, малоазийских, иберийских и т.д.). Один тип -
слоговое письмо со знаками "данный согласный + данный гласный" или
"чистый гласный". Это микенское линейное письмо, кипро-минойское,
очевидно, письмо Фестского диска и пр. Другой тип - семитский со знаками
"согласный + любой гласный". Современные теоретики письма согласны во
мнении, что влияние слоговых письменностей на древние алфавиты было очень
сильным, что первоначально алфавитов, как таковых, не существовало вовсе, что
сложились они постепенно, благодаря введению знаков для гласных, которые все в
большей степени начинали использоваться в позиции знака типа СУ после знака для
согласного, что привело к выделению согласных как таковых.Не исключено, что к
предполагаемому протосемитскому силлабарию близко т.н. протобиблское письмо.
Оно было, видимо, семитским слоговым письмом со знаками для слогов типа
"данный согласный + данный определенный гласный"; знаки для
согласного и одного из гласных (вероятно, "а") использовались также
для согласного с нулем гласных. Возможно, позднейшие северосемитский и
южносемитский алфавит, а также угаритский возникли из пртобиблского или
близкого ему силлабического письма путем использования одного из ряда знаков
типа "согласный + а", "согласный + и", "согласный +
у" для последовательности "согласный + любой гласный". Две версии
происхождения алфавита: медленная эволюция из логографического и/или
силлабического письма или единовременное гениальное изобретение.
Ранние формы
северосемитского абджадного письма
Абджад
был изобретен в период средней бронзы (2000 - 1525) и стал широко
использоваться в эпоху поздней бронзы (1525 - 1200). По поводу того, как это произошло, много спорили при очень
скудных исторических свидетельствах. С одной стороны нет сомнений, что люди,
говорившие на западносемитских языках, были знакомы со множеством разных систем
письма, причем египетские модели были более существенны, чем месопотамские
.Роль эгейских моделей, как и библской письменности эпохи средней бронзы, пока
неясна. Похоже имеет отношение к происхождению письма небольшая и трудно
читаемая группа текстов, датируемых концом средней бронзы и известная под
названием прото-синайского письма.
Недавно было сообщено об открытии какого-то семитского алфавитного письма
самого начала " тыс. до н.э. в одном из оазисов к западу от Нила. Однако
научной публикации этого памятника пока нет. Поэтому пока остаются наиболее
ранними протосинайские надписи. Нельзя сказать, что они дешифрованы, несмотря
на значительные усилия. Все они происходят из бирюзового рудника на Синае под
названием Шерабит эль-Кадем. На руднике работали пленные из западной Азии,
вероятно говорившие на западно-семитских языках. Дешифрованные тексты
представляются вотивными надписями.Тексты эпохи поздней бронзы написаны на двух
типах абджадов - линейном и клинописном. Последний представлен угаритским, который безусловно возник
под влиянием клинописи. В угаритском появляются первые знаки для
"гласных", вернее, для сочетаний алефа с гласными, которые
использовались для передачи иностранных слов и имен. В угаритском алфавите есть
знаки для אְ, אִ,
אָ, אוּ.
В
угаритском отмечены два порядка букв: как в финикийском и почти как в арабском.
Всего 28 букв, что ближе по консонантному составу к арабскому, чем к
библейскому ивриту. Известны также несколько линейных текстов бронзовой эпохи
из Леванта, которые принято называть
прото-ханаанским письмом. Трудно определить их правильное место, так как
структура языка неясна и материала мало. Тексты, датируемые до 1050г. принято
называть ханаанскими, а после этого - финикийскими.
Финикийское
письмо
Три
алфавита возникли от общего предка в Сирии и Палестине в 1 тыс. до н. э. -
финикийский, ивритский (Hebrew)
и арамейский. Судьба каждого была различной. Финикийский развивался как обычное
национальное письмо, ивритское было ограничено в сфере употребления, а арамейское
стало международным. Финикийским -
мы называем протоханаанское письмо
начиная с 1050г., т.е. когда знаки окончательно потеряли пиктографический
характер и число их ограничилось 22. Письмо стабилизировалось. Лучшие примеры
раннего финикийского письма из Библа -
надпись на саркофаге Ахирама 1000г., надписи 10в. Ехимилка и Шифтибаала. Шрифт
как и престижный язык распространяются в 10 - 8 вв. на Киликию, где иногда
употреблялись финикийские надписи в билингвах с хеттской иероглификой. Евреи и
арамеи заимствуют финикийское письмо и начинают писать на нем, но разница в
ивритском письме проявляется только с середины 9в., а арамейского - не раньше
середины 8-го. Все 3 алфавита состояли из 22 букв, хотя в иврите были и
дополнительные звуки - "син", возможно "гайин" и еще один
"хет". В арамейском было на 4 фонемы больше. Но эти языки следовали
фонетическим нормам финикийского языка (54) и изображали соответственно свои
буквы как это принято было в финикийском. Так арамейское דהב передавалось на письме как финикийское זהב
и только в 5в., окончательно освободившись от финикийского влияния, это слово
начинает передаваться в его арамейском звучании как דהב. Обычно делят финикийское письмо на три
категории - собственно финикийское, пуническое и ново-пуническое. Пуническое -
письмо финикийских колоний в Западном Средиземноморье, преимущественно
Карфагена, а нео-пуническим принято называть пунические надписи после
разрушения Карфагена римлянами в 146г. до н.э. На самом деле это отражает лишь
диалектное членение финикийского языка на собственно финикийский, библский,
кипрский, пунический и нео-пунический и мало что говорит о самом письме,
которое оставалось стандартизованным и изменялось лишь
хронологически.Финикийские надписи найдены кроме Финикии в Киликии,
Месопотамии, Палестине, Египте, Северной Африке, Кипре, Крите, Мальте, Сицилии
и Сардинии, в Греции, Италии, Франции и Испании. Фрагменты надписей 11в. были
найдены в Нора на Сардинии и на Крите, что говорит о распространении влияния на
запад.Большинство надписей, включающие царские стелы, вотивные надписи и
эпитафии, процарапаны на камне. Надписи чернилом на папирусе единичны, хотя
есть папирус из Саккара в Египте, кое-что в Элефантине, на Кипре 6-5 вв. Есть
остраки. Курсив развился поздно, в основном в пуническом. Орфография была
дефектной по сравнению с ивритским и арамейским письмом - не было אמות קריאה
ни в середине, ни в конце слов. Они вводятся только в ново-пуническом. Писцы не
делали промежутков между словами, в то время как ивритская письменность рано
стала употреблять точки между словами, а арамейская - пропуски. Самые поздние
нео-пунические надписи относятся к началу 3в. н.э.
Палеоеврейское
письмо
Среди
культурных заимствований у ханаанеев в эпоху завоевания Ханаана евреями следует
считать и письмо. В течение 200 лет евреи писали письмом, не отличимым от
письменности их соседей ханаанеев. Письмо гезерского календаря Хв. ничем не
отличается еще от собственно финикийского, хотя и принято считать его первым
памятником палеоеврейского письма. Первые специфические черты мы встречаем в
моавской надписи Меши и фрагментарной надписи, в которой упомянут отец Меши
Кмошьят, обе 9 в. Письмо здесь безусловно палеоеврейское, что видно из
диагонального загиба внизу налево в מ, כ,
נ, פи крестообразного изображения ת.
Некоторые склонны полагать, что остраки, найденные в Араде предположительно
еврейские, и их следует датировать Хв. Соответственно постулируется наличие в
то время курсивного письма наряду с лапидарным (выгравированным на камне). Но
такое постулирование следует признать едва ли верным, потому что в дальнейшем
палеоеврейское письмо развивается исключительно как курсивное и даже в стеле
Меши загибающиеся налево диагонали идут от курсива. Эти же курсивные черты
видны и в прочих надписях 8в., включая Силоамскую, Royal Steward inscription, надпись на палетке из слоновой кости из
Нимруда в Ассириии, написанной по-видимому в Самарии. Если бы лапидарный стиль
существовал, то он бы сохранялся в эпиграфике, но этого не случилось.
Единственным был курсив и основные надписи исполнялись чернилами и пером.
Отсутствие лапидарного стиля можно, видимо, объяснить тем, что иудеи не ставили
монументальных стел царям и не писали вотивные надписи богам. Пока самая ранняя палеоеврейская надпись датируется
концом IXв. Это может быть
случайностью, тем не менее фактом остается нарастание количества памятников в VIIIв., свидетельствующее о более глубоком
внедрении письма в еврейскую среду. Есть намеки на распространение папируса,
который до нас не дошел из-за влажного климата Палестины. Свидетельством тому,
например, палимпсест из Вади-Мураббаат. В остальном же палеоеврейский корпус
надписей исключительно состоит из надписей на камнях, геммах, и в основном,
остраков. На последних либо надпись делалась после обжига чернилами, либо
выдавливалась на свежей глине перед обжигом. В большинстве случаев надпись
содержит имя владельца или характеристику объема сосуда (בת למלך). Таких надписей сегодня известно множество,
большинство с клеймами למלך. Это говорит о широком распространении письма, а отсутствие
пиктограмм рядом с именем владельца предполагает, что люди умели читать.
Остраки тоже многочисленны, хотя и не так, как клейма. Среди них 63 реестра VIIIв. из Самарии, около ста из Арада (списки
имен, письма и пр.) и около двадцати писем из Лахиша 6 в., обращение к местному
правителю 7в. из Мецад Хашавьягу и пр. Похоже, что все эти длинные надписи
писались профессиональными писцами. Но наиболее умелые писцы 1 ступени, видимо,
писали на папирусе и они же вели большую часть официальной переписки.
Характерно, что в эпиграфике
сохраняется обычный курсивный пошиб, видимо, выработавшийся на надписях
на папирусе. К VIв.
складывается общество грамотности, о чем свидетельствует заповедь Втор. 6:9;
11:20. Палеоеврейские надписи уже используют אמות קריאה - ה
для финальных --а, -е и
-о; ו
для финального -u и י для финального -i.
Спорадически встречаются и гласные в середине слова, например, написание בית предполагает чтение байит,
в то время как в финикийском это слово пишется как בת и предполагает чтение бет. Вообще переход дифтонгов ay в
долгий е , au - в долгий о
характерен для ивритских диалектов севера и моавского. Так в самарийских
остраках встречаем ין вместо יין,
которое употреблено в арадских остраках. В гезерском календаре встречаем слова כל вместо כיל ("измерение") и קץ
вместо קיץ ("лето"). Это может быть
признаком либо северного диалекта иврита, т.к. Гезер расположен на границе с
Эфраимом, либо финикийского. Несмотря на наличие диалектов, письменность
оставалась единообразной, сохраняясь в качестве единой национальной формы
письма вплоть до разрушения 1 Храма. Послепленное поколение принесло с собой
арамейский язык и с III
- II вв. евреи стали писать
письмом, которое возникло из арамейского. Палеоеврейское письмо в эпоху 2 Храма
сохраняется на монетах вплоть до Бар-Кохбы. Самаритяне пользуются его
разновидностью по сей день.
Письменность
соседей израильтян. Моавитяне до последней трети VIIIв. были под господством Израиля, а затем
попали в зависимость от Ассирии, где уже в VIIIв. был адаптирован арамейский как
лингва-франка. Известны печати VIIв.
с именами, в которые входит элемент Кмош. В поздних моавских надписях видно
легкое влияние арамейской письменности, употреблявшейся ассирийцами. Те же
процессы и в эдомской письменности, известной с VIIв. Печати в районе Эйлата и Петры дают
теофорные имена с элементом Каус и некоторые особенности письма, в частности מ с увеличенной верхней частью, сближающие
его с моавским. Ощущается влияние арамейского, в частности, в появлении
открытого ע. Уже в VIв. письменность моавитян и эдомитян была
ближе к арамейскому, чем к палеоеврейскому. В персидскую и эллинистическую
эпоху Моав перестает существовать как политическая единица, а Эдом сохраняется,
распространяясь на южную Иудею и Негев. Аммонитяне
жили к северу от Моава. Корпус аммонских надписей, хотя и скуден, но пополнился
в последнее десятилетие. Относятся к IX - V
вв. 3 надписи недавно найдены в Аммане, несколько десятков печатей с именами
собственными. Язык их был ханаанским диалектом, но письменность они
заимствовали от северных соседей - арамеев Дамаска. Уже в VIIIв. они применяют курсивное арамейское
письмо.Прямых эпиграфических свидетельств о филистимлянах нет. Предположительно
в XIIв. они должны были
пользоваться каким-то кипро-микенским письмом. К VIIIв. они утеряли культурные признаки что
явствует из имен их правителей: Ханун, Цидка и др. Всего известны две печати, в
которых упоминаются имена филистимских правителей из Ашкелона. Письменность
сочетает в себе палеоеврейские и арамейские черты.
Арамейское
письмо
Арамеи
заимствовали финикийское письмо в том же XI или Хв., а до этого пользовались просто
финикийским письмом. Вплоть до конца IXв. надписи в арамейском регионе написаны на финикийском
языке и только надписи Хадада и Панаму в Самъале написаны на одном из
арамейских диалектов, а надпись Бар-Ракиба конца 8в.на стандартном арамейском
того времени (дамасский диалект). Но в письменности всех этих надписей почти
нет еще арамеизмов, если не считать ח с двумя
перекладинами. Формирование арамейской специфики начинается в конце VIIIв., когда стремительно складывается
арамейский курсив (надпись на кирпиче из Хамата). Вначале распространение этого
письма ограничено собственно арамейским регионом. По мере того, как арамейский
распространяется на запад, арамейское письмо становится средством коммуникации
внутри ново-ассирийской империи, а арамейский язык превращается в
лингва-франка. В конце VIIIв.
высокопоставленные чиновники в Иудее говорили по-арамейски (2Ц 18:26; Ис
36:11). В 600г. Адон, филистимский или финикийский правитель, посылает на
арамейском языке письмо фараону о помощи против нашествия вавилонян. В
персидский период арамейский распространяется на Малую Азию, до Афганистана,
Египта и Северной Аравии. В то время письмо не распадалось на региональные
пошибы. Разделение на отдельные виды письменности происходит только в
эллинистический период, через полтора - два века после падения империи
Ахеменидов. Официальным языком в эллинистический период был уже греческий, а не
арамейский, но последний был глубоко укоренен, так что во многих местах
возникали национальные системы письма на арамейской базе. До этого арамейским
письмом пользовались очень широко круги разных языков и культур. Использовалось
письмо для сугубо практических целей и было освобождено от излишеств. Тем не
менее, существовало и лапидарное письмо, испытавшее влияние курсивного.
Памятников его немного - две надгробные плиты VIIв. из Нераба, несколько памятников VIв., включая надписи на глиняных
табличках, монетах, надгробных стелах, камнях из разных мест, включая Малую
Азию, Египет, Северную Аравию. В IVв арамейский лапидарный исчезает совсем. В VII и VI вв. мы находим арамейский курсив на
пергаменте, и глиняных табличках. К концу VI - началу V в. относятся 8 частных писем, обнаруженных
в Египте в Гермополисе. От Vв.
самая существенная находка - около 100 папирусов из Элефантины и пергаментное
письмо персидского наместника Аршама. Много также остраков от Vв. К IVв. относятся папирусы из Вади Далия к
востоку от Самарии, и остраки из Беер-Шевы, Арада и Египта. Завершают эту
коллекцию надписей на стандартном арамейском курсиве папирусы и остраки из
Египта IIIв. С точки зрения
содержательной самые важные документы - элефантинские, которые содержат списки
имен, частную и официальную переписку, юридические документы, а также
арамейскую версию Бехистунской надписи и "Книгу Ахикара". На
документах проставлены даты, имена писцов, подписи свидетелей. Элефантинский
пошиб менее стандартизированный, чем надписи из официальных источников. Можно
сказать, что начиная уже с VIIIв.
население ближневосточных стран было грамотным в тех местах, где было
распространено алфавитное письмо.В курсиве применялся нажим горизонтальных
элементов графем, в отличие от вертикальных и диагональных в палеоеврейском
письме и финикийском. Эта традиция нажима на горизонтальные элементы и
исполнение волосяной линией вертикальных унаследована еврейским квадратным и
арабским письмом. Возможно, что такой нажим объясняется способом держать стило
при написании клинописных текстов в Ассирии и Вавилонии. Матрес лектионис
введены в самом начале, а просвет между словами и упрощение формы графем -
только с превращении арамейского в лингва-франка. Количество графем осталось
22, хотя фонем в арамейском больше
Дальнейшая
эволюция семитского письма
Тысячи
эпиграфических памятников были найдены на юго-западе Аравийского полуострова в
районе, где располагались древние царства Саба, Маин, Катабан, Аусан и
Хадрамаут. Хотя в языках этого региона наблюдались региональные различия, шрифт
их не обнаруживает.Самая поздняя ЮС надпись датируется VIв. н.э. Ранняя хронологическая граница
менее определенна - Олбрайт считает, что это VIIIв. до н.э., Жаклин Пиренн - Vв. Последнее мнение подкрепляется тем
обстоятельством, что древняя культура Южной Аравии испытывала определенное
влияние со стороны греко-персидских культурных импульсов, которые не могли
проникнуть сюда раньше Vв.
Все сохранившиеся ЮС надписи только монументальные эпиграфические, следов курсивного
письма нет и можно сказать, что ЮС письмо оставалось неизменным в течение
тысячелетия. Отдельные надписи найдены также в Месопотамии в Уре и Ниппуре. По
археологическим стратам эти последние датируются VIIв. до н.э. Надпись из 2 букв обнаружена в
районе Эйлата. Они определяются как маинские или прото-деданитские (по названию
оазиса в Северной Аравии). Но вообще-то в Северной Аравии минейский или
маинский тип ЮС письма исключение, так как там обнаружены тысячи надписей т.н.
лихьянским, тхамудским и сафаитским письмом, в основном грубо выцарапанные на
поверхности скал графитти. Сафаитские - в Сирийской пустыне, лихьянские и
тхамудские в Северной Аравии и Трансиордании, последние также в каком-то
количестве в Негеве и на Синае. Виннетт датирует деданское письмо VIII - Vвв дон.э., лихьянский - V - IV вв., тхамудский от V до - IVв. н.э. Для IIIв. имеем набатейско-тхамудскую билингву.
Таким образом мы имеем для 1 тыс. до н.э. два вида письменности -
южноаравийский (ЮА) и североаравийский (СА), датировки которого во многом
сомнительны. Но существует также и серия надписей, типологически предшествующих
обеим названным системам и вероятно, представляющих собой переходное звено
между протоханаанским и СА и ЮА. Их можно назвать прото-арабскими. Полагают,
что они возникли непосредственно о прото-ханаанского в 13в. до н.э. и от них
произошло ЮС. ЮС имеет 29 букв, в то время как прото-хананское, видимо, имело
27 букв. Направление письма как в ПХ, так и в ЮС свободное - преобладает справа
налево, но есть и направление слева направо, тхамудские часто вертикальными
колоннами или бустрофедоном. Соответственно буквы имели по два профиля
зеркальных. Монументальные ЮА надписи почти неизбежно бустрофедон из-за
огромных размеров.
Современное
ответвление ЮС - эфиопское письмо, возникшее из древнего ЮА. В нем сохранилось
только 24 буквы. Превращение его в абугиду произошло в IV в. н.э. в царстве Аксум. Порядок букв
отличен от северо-семитского и видимо, отражает древнюю традицию. В Тимне
обнаружена недавно каменная кладка с камнями, маркированными буквами,
обозначавшими порядок камней. Порядок их напоминает порядок букв в эфиопском
письме.
Важным
ответвлением арамейской письменности является набатейское и развившееся от него
арабское письмо. Часть арабов поселилась на земле древнего Эдома и основала
центр в Петре (Нех 2:19, 6:1) Арамейские остраки из Беер-Шевы и Арада упоминают
в середине IVв.
до н.э. ряд имен с характерным арабским окончанием на -у. Эти арабы жили также
в районе Газы.Это объясняет также нахождение тхамудских вотивных надписей Vв. в северном Синае и Рафахе. Возможно,
арабы, поселившиеся в этом регионе, вначале писали на родном для них тхамудском
письме, а потом с конца Vв.
перешли на арамейское письмо. Диодор Сицилийский пишет о послании набатейцев
греческим наемникам, написанном арамейским письмом. Все говорит о том, что
восприятие ими арамейского письма произошло в персидский период.
Самая
ранняя набатейская надпись, известная на сегодняшний день, найдена в Элусе и
содержит имя Аретаса, царя набатейского, известного нам из 2 книги
Маккавейской под 169г.(5:8). Самая
ранняя набатейская курсивная надпись датируется примерно 100г. до н.э. из
Беер-Шевы. Более поздние курсивные надписи демонстрируют характерную для этого
письма склонность к лигатурам и закруглению баз. Всего найдено много
набатейских эпитафий и вотивных надписей в Трансиордании, Негеве, Египте,
Северной Аравии, Сирии и даже в Италии. Большинство их относится к периоду до
106г. н.э., когда римляне уничтожили Набатейское царство и присоединили его к провинции
Арабиа Феликс. Набатейские документы были также среди найденных записей
еврейских беженцев в пещере Мертвого моря. После 106г. надписи найдены уже в
Северной Аравии. Множество набатейских графитти II - IIIвв., т.е. эпохи римской провинции Арабиа
Феликс, обнаружено в Синае. Язык у всех - арамейский, но содержащий много
арабских глосс. Определенно они говорили на арабском языке и многие носили
арабские имена. От 267г. до нас дошла набатейско-тхамудская билингва из Хеджры
в Северной Аравии. Набатейский в ней уже смешанный арамейско-арабский. На
другой надписи 328г. упомянут Амру, царь всех арабов. Надпись набатейская, но
уже на арабском языке. Последняя набатейская надпись на арамейском датируется
356г. От Vв.н.э.
набатейские надписи неизвестны, но есть от VIв., которые уже являются ранними
арабскими надписями. Есть греко-сирийско-арабская трилингва 512г.,
греко-арабская билингва 568г. и др. Существует несомненная связь между ними и
набатейскими надписями IVв.,
синайскими графитти и особенно курсивами еврейских беженцев из Нахал Хевер.
Существуют определенные палеографические доказательства происхождения арабского
письма от набатейского, а не от сирийского курсива, как полагали ранее.В
исламский период арабское письмо прежде всего - письмо Корана. Куфическое
письмо - эпиграфическое, с острыми углами и прямыми линиями. Более популярный и
сохранившийся до наших дней стиль Насхи. У персов появился стиль Таълик. Везде
сохранился горизонтальный нажим.Арабское письмо, как произошедшее от курсива, -
лигатурное, имеет финальные и медиальные формы и иной от еврейского и
эфиопского порядок букв. Очевидно он возник
в результате группировки букв по сходству в произношении и начертании.
Подобно классическим семитским системам письма арабский использует 22 буквы для
обозначения цифр от 1 до 400 и с диакритиками до 1000.
Возникновение
полного алфавитного письма
Никто
не оспаривает семитское происхождение греческого письма (ГП), но по поводу
хронологии есть споры. Греки называли ГП
"фоиникеа граммата" или "кадмея граммата"; названия
букв семитские; порядок букв идентичен северосемитскому (СС); в самых ранних
надписях буквы почти идентичны западносемитским эквивалентам. Наиболее древние
памятники ГП, известные сегодня, восходят к VIIIв. ГП имело 22 семитские буквы, некоторые
из которых эволюционировали в гласные и добавили еще 5 букв - Õ, Ö, ×,
Ø, Ù. Древнее
ГП не было унифицированным и имело локальные разновидности, направление письма
ненормированное. Некоторые ученые полагают, что заимствование ГП должно было
произойти намного раньше, так как требовалось время для эволюции добавочных
букв и возникновения гласных. Другие же полагают, что аргументы a silentio достаточно красноречивы и что можно
датировать заимствование ГП тем же VIIIв. Дата первых Олимпийских игр - 776г. Период между 1100г. и
VIIIв. - триста лет
запустения после дорийского нашествия, только в VIIIв. снова начинается расцвет и торговые
связи, в данном случае с финикийцами. Но палеографические данные все же
указывают на то, что заимствование должно было произойти где-то на три столетия
раньше VIIIв. Евреи тоже
заимствовали письмо в XII
- XIв., но только
гезерский календарь старше VIIIв..
То же с арамейским. Принято полагать, что греки вначале заимствовали и
направление письма. Переход на направление слева направо произошло через
бустрофедон. Но Лилиан Джеффри, настаивающая на позднем происхождении ГП
указывает, что все три направления письма вначале существуют синхронно. Из
этого следует, что если ГП было заимствовано в VIIIв,, значит греки его специально
примитизировали и не восприняли его системный характер и нормативность. Стадия
развития ЗС письма, где уже не было вертикального направления, но сохранялись
оба горизонтальных и бустрофедон - это ПХ конца XII - начала XIв. Ранние ГП некурсивны, а лапидарны,
большей частью графитти на керамике и камне. Едва ли греки не заимствовали бы
курсив, который уже был в VIIIв.Самая
древняя надпись сегодня - надпись на вазе из Афин VIIIв. и остраки из Коринфа. Они уже
показывают локальные варианты, которые исчезают только в IVв., когда ионический пошиб принимается за
стандарт. Тогда же окончательно закрепляется и направление слева направо.
Палеографически прослеживается связь ГП с ПХ. Финикийский был уже нормирован не
имел локальных вариантов. Соответственно нельзя ожидать источника ГП в каких-то
местных вариациях позднего неразвитого финикийского. Следует полагать, что 300
лет безграмотности греков после дорийского нашествия и гибели микенской
культуры - преувеличение. ГП было заимствовано именно в это время, причем там,
где греки и семиты жили по соседству. Недавно раскопано греческое поселение IXв. в Тель Суккасе в Ливане. Но на Кипре и
Сардинии финикийские надписи были еще раньше. По всему этому следует серьезно
отнестись к гипотезе о заимствовании ГП из ПХ еще в XIIв., т.е. в то же время, когда его
заимствуют евреи и арамеи. Возможно, что заимствование произошло на Крите и
Санторине, куда приезжали финикийские торговцы и где сохранились наиболее
архаичные начертания букв.Греческое письмо выступает предковым по отношению ко
всем полным алфавитным видам письма. включая латинское и кириллическое.
Возникновение
и развитие еврейского квадратного письма
Талмудическая традиция приписывает
введение ассирийского (אשור) письма Эзре, который принес его с собой
из Вавилонского плена. Однако, арамейский язык тоже привнесен в Иудею через
Вавилонию и при посредничестве персидской администрации. Он становится
разговорным языком вначале высших слоев, а затем и широких масс. В персидский
период арамейское письмо использовалось преимущественно для записи текстов на
арамейском языке. Но самые ранние ивритские рукописи в Кумране относятся ко
второй половине III
в. до н.э. и написаны прото-еврейским шрифтом, который представляет собой самое
раннее национальное приспособление имперско-арамейского письма. С этого времени
начиная, палеоеврейское письмо было приспособлено только к ивритским текстам, а
еврейско-арамейское - к текстам и на иврите, и на арамейском. Самаритянское
письмо также использовалось для записи как ивритских, так и западно-арамейских
текстов. Основные ранние памятники - Кумранские рукописи, включая Вади
Мураббаат и Нахал Хевер, несколько эпиграфических текстов из Иерусалима, также
остраки и свиток Бен Сиры из Масады и из Иродиона.
ЕКП
от VI
в. до н.э. до IIв.
н.э. Относится к
арамейской ветви семитского письма. В Вавилонско-ассирийской и Персидской
империях арамейский был официальным языком и языком администрации. Был
воспринят евреями в Вавилонии и в других местах рассеянии и привнесен в
Палестину. Когда новый шрифт стали официально применяться для изготовления
свитков Торы, переход со старого шрифта на новый закончился, хотя старый шрифт
дважды оживляли для надписей на монетах при Хасмонеях и Бар-Кохбе.Наиболее
ранний датированный памятник применения арамейского письма к ивриту -
египетская надпись 515г. до н.э. из Элефантины. Шрифт изящный с очень толстыми
горизонтальными и волосяными вертикальными. В конце IV в.до н.э. буквы уже стали принимать
привычный еврейский облик. Во второй половине IIIв. шрифт уже стоял на пороге превращения
в квадратное письмо. Следующий шаг был сделан в середине IIв. до н.э. и, наконец, окончательно
современная форма установилась на протяжении 1 до и 1 н.э. Начиная со IIв. н.э. мы уже с уверенностью говорим о
ЕКП. Название происходит от воображаемого прямоугольника. стоящего вертикально
узкой стороной в основании, в который как бы вписывалась каждая буква алфавита.
Редко этот воображаемый прямоугольник имел форму квадрата, так что слово
"квадратный" не совсем удачно. До VIIIв. изменения незначительные, касаются не
структуры, а лишь формы написания отдельных букв. В VIIв. появляется тенденция писать с нажимом
горизонталь, а вертикаль делать волосяной. Первая датированная рукопись
развитым каллиграфическим письмом относится к 896г.н.э. Стиль этот после этого
практически не менялся в такого рода написании. Горизонтали создавали
впечатление одной продолжающейся линии, хотя не все линии прямые, они
разнообразятся кривыми, загнутыми, особенно те части, которые выходят наверх и
вниз строки. Вообще изменение в течение первых пяти столетий н.э. было большим,
чем во все последующие. Только после VI - VIIвв.
н.э. появляются т.н. litterae dilatabiles,
т.е буквы, у которых, если они стояли на левом конце строки так, что после них
в строке не умещалось следующее слово, верхняя горизонтальная часть оказывалась
вытянутой до конца строки. Долгое время не вырабатывалось региональных пошибов,
хотя значительная часть евреев жила за пределами палестинского центра, с
которым у них должна была сохраняться связь. ЕКП использовалось при написании
сефер-Тор, мезуз, тфилин, а также для написания библейских, талмудических и
литургических кодексов. Для свитков существовал свой особый стиль.
Впоследствии, однако, такие стили возникли. причем трудно сказать, какой из них
произошел от какого, потому что ранних памятников немного, а те, которые есть,
уже представляют собой продукт многовекового развития. Все же можно сказать,
что сефардский представляет собой результат развития магрибинского стиля, а
магрибинский, в свою очередь, развитием палестинско-вавилонско-египетского
стиля. Весьма своеобразный персидский стиль, похоже, произошел от вавилонского
и то же можно сказать о весьма оригинальном тейманском. Ашкеназский вне всякого
сомнения есть продолжение царфатского. Доквадратный шрифт за пределами
Палестины зафиксирован только в Египте. Самый ранний документ, написанный уже
квадратным каллиграфическим письмом в Египте датируется Vв. н.э. Заключительные стадии
формирования египетской каллиграфии приходятся на X - XIвв. Вавилонский пошиб, известный с VIIIв., почти идентичен египетскому.
Персидское письмо весьма своеобразно и в XVIв. на нем уже ничего не остается от
вавилонского, хотя в более ранних памятниках сходство прослеживается. Везде
тенденция утолщать горизонтали и волосить вертикали. В Йемене памятники
начинаются примерно с XII
в., резко отличны от персидских. Магрибинские пошибы весьма напоминают
египетско-палестино-сиро-вавилонские. Первая рукопись Библии - 846г. указывает
на более близкое родство с палестинским , а не с египетским пошибом. Сефардский
практически идентичен магрибинскому, предполагается, что он был занесен в
Испанию из Африки.Существует надпись на эпитафии VIв., т.е. домусульманского периода,
которая не дает достаточно материала для умозаключений относительно
генетических связей данных пошибов, следующие рукописи датируются IX - X вв. Сефардским пошибом пользовались
также в Провансе, Лангедоке и Конта Венассен. После изгнания из Испании,
турецко-сефардский и южнофранцузско-сефардские пошибы стали изменяться
по-разному. Наиболее ранние образцы ЕКП происходят из Малой Азии IIв., -
эпитафии, от этого времени нет библейских рукописей. В остальном самые
ранние документы из Магна Грециа там же. Италийский пошиб, скорее всего, берет
свое начало не в палестинском, а все в том же яваническом в Магна Грециа.
Надписи начинаются с 300г. Самая ранняя датированная библейская рукопись в
Европе относится к 979г. Пошиб не похож ни на современные западные, ни на
магрибинско-сефардский. В ранних царфатских надписях наблюдается какое-то
сходство с италийскими, скорее, чем с сефардскими пошибами. Самые ранние
царфатские рукописи относятся к 12в., что не дает возможности делать выводы о
генетической связи между ними и италийской традицией. Ранний ашкеназский
идентичен с царфатским, что дает основания полагать происхождение ашкеназского
от царфатского, что подтверждается и другой традицией, также как и царфатским
субстратом в идише. Самая ранняя ашкеназская эпитафия датирована 1034г., самая
ранняя рукопись - XIIв.,
самая ранняя рукопись, написанная отчетливо квадратным шрифтом, - 1236г.
Кодексы в основном написаны на ашкеназском. сефардском и италийском. наконец,
есть три караимских пошиба: яваническо-караимский, южный караимский в Египте и Палестине
и персидско-караимский
Литература
Дирингер,
Д.
1963 Алфавит (перевод
с английского).М., Изд-ство иностранной л-ры, 656с.,
илл.
Добльхофер,
Эрнст
1963 Знаки и чудеса. Рассказы
о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки.
(пер. с немецкого). М. Изд-во вост. л-ры, 387с.,
94рис.
Дьяконов
И.М.
1963 О письменности (от
редактора) // Д.Дирингер , Алфавит. М., Издательство
иностранной литературы, сс.5 - 25
Кнорозов
Ю.В.
1982 Забытые системы
письма. Сб.статей, отв.ред.
Кнорозов Ю.В. М. Наука, Гл.ред.вост.л-ры, 295с., илл.
Фридрих,
Иоганнес
1979 История письма
(перевод с немецкого); вступительная статья И.М.Дьяконова. М.
Наука, гл.ред.вост.л-ры, 463с., 419 рис.
Daniels & Bright
1996 The
World's Writing Systems. Ed. by Peter T. Daniels and William Bright. New York, Oxford, Oxford
University Press, 919p., ill., tabl., index
Davies, W.V.
1987 Egyptian
Hieroglyphs. Berkeley and Los Angeles, University of California Press/ British Museum,
64p., ill., bibl.
Gelb, I.J.
1952 A
Study of Writing. Chicago, University of Chicago Press. Rev.ed. 1963
Naveh, Joseph
1987 Early
History of the Alphabet. An Introduction to West Semitic Epigraphy
and Palaeography. Jerusalem, Magness Press,222p., ill.,plates